понедельник, 1 февраля 2010 г.

Прага

Месяца полтора назад, когда я выкладывал сюда эти фотографии, для меня было важным найти "удобочитаемый" зрительный ряд..
Как мне тогда представлялось, фотографии не должны были наскучить плавно меняющейся похожестью снимков и вызывать стойкое ощущение, что все это уже где-то видел..
Потому мосты у меня безо всякого порядка сменяются витринами, витрины - башнями, башни - крышами и т.п... Ну, что-то вроде фотопрезентационной композиции..
При этом, фотографии на одну и ту же тему и одного и того же объекта попали в разные фотосерии..
Но, с осознанием необходимости таки выложить комментарии, стало понятно, что то, "что хорошо русскому, немцу - смерть"..
Достигнутая цельность видеоряда разрушила ряд смысловой..
Исправлять очередность фотографий я конечно уже не стану.. Но, считаю нужным упредить замечания, дабы вы делали некоторую скидку ...



Итак, к делу..
Это Карлов Мост..
Место съемки выбрано прямо скажем не ахти.. из-за столика на пивной террасе прямо над Влтавой, но зато отсюда виден реальный масштаб сооружения..
Быть в Праге и не побывать на этом мосту - не быть ни в какой Праге..
Карлов мост - это жемчужина из жемчужин Праги.. Это и парижский Монмартр, и киевский Андреевский спуск и будапештская улица Ваци вместе взятые..
Вокруг моста по обеим берегам несметное множество ресторанчиков, пивниц, наружных и внутренних забегаловок, сувенирных лавок и разных групп всякой околотуристической шантрапы - гадалок, карманников, попрошаек и лохотронщиков ..
Днем тут довольно скучно.. жарковато и малолюдно.. Музыканты и художники в основном стекаются сюда пополудни..
Потому и мы предпочли сначала зарядиться "старопраменом", а уж потом..

Кстати, это как раз то место, где нас "обули" на размерах пивных кружек..  А учитывая, что еще с вечера по приезду мы успели попасть в халепу с забронированным отелем (из которого мы спешно свалили в первый попавшийся.. так как он оказался ночлежкой для российских гастарбайтеров!), настроение вообще уже было на грани..
И мне стоило больших сил не перепортить себе настроение на весь оставшийся  день..



Тут я смонтировал фото "телевичком".. это немного уплотнило кадр и убрало лишние скучные панорамы..
Мои опыты с фотошопной резкостью явно не пошли снимку на пользу.. Но уже как есть..
Вид через мост на Малу Страну (за рекой) и Градчаны (наверху)..
Группа шпилей на горе - это собор Святого Вита.. О нем я уже упоминал, а подробней - позже..
Светлая линия больших домов по середине кадра - это дворцы чешских крулей и самых крупных пражских вельмож всех времен..
Прямо под собором Святого Вита, за мостом виднеется темный шпиль на белой башне, а чуть левее две маленькие луковки с крестами.. это костел Святого Фомы с августинским монастырем .. О нем тоже упоминал..
А у самого левого края кадра чернеет типично пражский (плоский) шпиль Малостранской мостовой башни.. Точно такая есть у нас справа за спиной..
Они обе начинают и завершают архитектуру Карлового моста..

Над самой водой слева жилой дом.. Выход из него не на улицу, а прямо в воду обводного канала с обратной стороны.. И там же до сих пор крутит лопасти водяная мельница..




Как я уже упоминал, Влтава - речка порожистая..
В средние века малостранцы и староместцы ходили торговать друг к другу вброд....
Но видимо, тогдашнему королю Карлу IV ходить через реку задрав штаны надоело и по его указу через Влтаву построили мост.. который понятное дело, позже назвали Карловым Мостом..

Появление моста сняло проблему переправы, но навело на мысль сделать реку судоходной.. Итогом стало возведение ряда плотин, которые подняли воду на несколько метров.. (в некоторых местах почти на пять..)
И вроде бы ничего.. но появилась проблема шлюзования торговых судов.. Для ее решения пожертвовали частью малостранских кварталов.. после чего в Праге появилась своя Венеция, часть города стала островами.. а река приобрела вот такой сегодняшний вид..

На верху горы находится спортивный парк.. что-то вроде олимпийской деревни.. К нему можно подняться на фуникулере .. он скрыт за кронами прямо за зданием на берегу.. а то, что угадывается слева по склону - это не фуникулер, а крепостная стена...
Справа виднеется уменьшенная копия Ейфелевой башни.. Я на ней не был, но говорят что с нее классный вид на Прагу..




Кому-то мои комментарии к фотографиям в блоге могут показаться неинформативными и суховатыми, кому-то наоборот, многословными и излишне наигранными или даже неуместно претенциозными....

В своих записях я намеренно избегаю подробного перечисления исторических дат, известных имен и не стараюсь щеголять названиями храмов, святых и родословных правителей... По себе знаю, как это утомляет зрителя..
Я не ставил перед собой цель создать подобие путеводителя по Праге.. Я просто не справился бы с такой задачей..
Мои записи - не есть подражание этаким всезнающим, умудренным поездками по миру, путешественникам..
Я стараюсь также избегать и менторских интонаций политического обозревателя тонко вплетающих едкий политический подтекст в любое, самое мирное описание любой страны..
Я просто выкладываю фотографии и пишу к ним свои комментарии, в которых мое видение и отношение к объектам съемки..
Почти все, что я тут пишу - это из старого институтского багажа.. Знать эти имена-названия долгое время было частью моей профессии..
Пока писал, заглядывал в инет исключительно в сомнительных случаях и исключительно для сверки данных.. Если чего-то не знаю, то об этом просто и не пишу..
Возможно, в чем-то я не точен.. что-то подзабыл.. а о чем-то пишу раздражающе подробно.. В таких случаях прошу просто расслабиться и принять мои комментарии как есть, либо пропустить их..




Здесь, как я уже говорил, фотографии из разных поездок.. И не только мои, но и моей дочери и ее школьной подруги, учившейся на тот момент в Праге..
Мог ли я обойтись только своими фотографиями?.. Да, наверное мог конечно.. но, счел нужным выбрать те, которые на мой взгляд были более характерны или более уместны..

Вот как раз в подтверждение, что после обеда толпа начинает густеть..
Это выход к Карловому Мосту со стороны Старого Места.. Улочки и без того узкие.. а с пивными площадками вдоль стен вообще не пройти..
Но с другой стороны, без них тоже скучновато.. Создают определенный европейский колорит..




Помните в "Крышах Праги" я упоминал про "подсыпанную" староместскую площадь..

Тогда из-за поднявшегося уровня водя во Влтаве пришлось поднимать площадь и застройку.. Эти дома стояли у самого берега.. и их видимо решили не поднимать..
В результате первые этажи с въездами во дворы и сохранившаяся часть крепостной городской стены ушли под воду..




Теперь тут ресторанчики..
Вода конечно стоячая.. ну вобщем сами понимаете к чему это я... Сидеть в таком ресторане в безветренный теплый августовский вечер - катастрофа..
Вонь и комары.. на фоне плавающего мусора..





Ближе к пяти часам вечера на Староместскую площадь свозят толпы туристов..
Знаменательное время.. ровно в пять (в шесть, в семь, в восемь.. и так каждый час..) на Часовой башне городской ратуши начинают бить колокола и ходить из окна в окно по кругу фигурки людей..





Действо собирает огромную толпу.. плечо к плечу.. Когда я впервые лет пятнадцать назад увидел эту картину, то даже не сразу сообразил, что почем..
Площадь была на ремонте и народу почти не было..
Теперь тут в часы "пик" нашествие.. Так что, если зазевался и оказался "не в том месте" и против солнца.. то сделать нормальный снимок уже не сможешь.. толпа просто не пропустит.. Не агрессивно, но инертно саботируя, любую вашу попытку переместиться просто поглотят..
Манипуляций и маневров будет море, а результата ноль.. где стояли, там и окажетесь..



Часы эти, я вам скажу, штука и в самом деле очень уникальная..
Таких нигде в Европе больше нет.. Ну, во всяком случае, лично я не видел и не слышал.. Есть подобные в Оломоуце (тоже Чехия, позже покажу), но там несколько иное решение ..
Я их тут немного опишу как знаю.. А если кого заинтересует поподробнее, в сети всегда можно найти нужную информацию..
Для начала, им в этом году ровно шестьсот лет, но они идут как новые.. (на минуточку так себе, да!?).. Сделаны они были королевским часовщиком Микулашем из Кадани и астрономом пражского университета Яном Шинделем..
Состоят они из трех частей.. Нижняя - это календарь.. Средняя - астрономические часы.. А верхняя - это театрализованный вертеп, "шествие апостолов"..
Каждый час скелет начинает звонить в колокол, и из окна появляются сменяя друг друга раскрашенные фигурки апостолов и благословляющий их Иисус.. По сторонам циферблата часов и календаря маленькие аллегорические фигурки, олицетворяющих "жадность", "сладострастие".. и прочие людские страсти и пороки..
Астрономические часы показывают время и движение звезд вокруг Земли.. Причем делают это так, как это представяли просвещенные люди в конце 13-го - начале 14 веков.. То есть, все вертится вокруг Земли, которая как сами понимаете - плоская как блин..




Циферблат 24-часовой.. Причем цифра "24 часа" находится где-то в районе "без двадцати пяти четыре"..
В центре поля - земной круг, вокруг которого соосно, но "со смещенным центром тяжести" вращаются еще два золотистых круга..
Один изображает тропик Рака, второй - Козерога, а третий - экваториальное кольцо.. Собственно на этом кольце и расположен циферблат.. На среднем круге - знаки зодиака..
Стрелок много.. у одной еще и два луча в разные стороны.. а на лучах по символу дня и ночи..
Центром земли естественно является Прага..

Календарь украшен еще богаче, но механически выглядит намного проще.. На нем опять таки зодиак и аллегорические картинки на тему христианских заповедей и что-то вроде садового календаря.. Когда сеять, когда жать.... Хотя в последнем не уверен.
 
Примечательно то, что несмотря на многочисленные ремонты (за 600 то лет!), часы сохранили свой механизм и работоспособность..
Их конечно с веками улучшали и дополняли.. но тем не менее.. Впечатляют..




Внутрь Часовой башни вход свободный.. Можно подняться наверх по лестнице.. Я на смотровую площадку не поднимался.. ходили только дочь с подругой.. Но судя по тем фотографиям, что они сделали, виды Праги оттуда просто великолепные..
Собственно, часть фот из серии "Крыши Праги" сделаны ими именно оттуда..




Сувениры и прочая туристическая мишура в Праге почему-то представлены слабо.. Может потому что все ее символы имеют такой вид, который в медальонах и цяцьках выразить трудновато..

Если кто был в Париже или скажем в Брюсселе, то наверное помнит.. там все витрины и лавки завалены эйфелевыми башенками и писающими мальчиками всех размеров и такой же номенклатуры..от трехсантиметровых до полуметровых..
В Амстердаме - это башмачки-стукалки.. в вене - магнитики с Климтом.. а в Праге ничего..

Где-нигде встретится какая-нть медалька или магнитик со староместской башней или Тынским собором.. но очень мало..
Да и не берут их тут как-то... Возле этого столика с жетонами и брелками на площади под Часовой башней все время было малолюдно..






Как все средневековые города, Старе Место еще с 12-го века было огорожено крепостной стеной..
Про нее говорят, что она была настолько мощная и крепкая, что за все века никому так и не удалось ее преодолеть..  Опровергнуть не могу, потому поверю пражским историкам на слово..
Она стояла несколько сотен лет, но, уже при Карле-IV , когда он на месте поселений чуть южнее Старого Места основал Нове Место и объединил их в один город, крепостную стену начали понемногу разбирать на стройматериалы...

Меня всегда занимал такой вот парадокс - такая архитектурная мощь, роскошь и богатство средневековых городов как-то никак не вязались с их малыми размерами..
Если весь Старый город был так мощно укреплен, и плотно застроен такими совершенными в смысле архитектуры и искусства домами, в которых обитали надо понимать люди не бедные, а значит от создания материальных ценностей весьма далекие.. то где жили те, кто их кормил, поил и обслуживал? Ведь чтобы содержать такую ораву правящих бездельников и торгующего люда нужно как минимум впятеро больше пашущих..а то и вдесятеро..
Где были их лачуги?.. За крепостной стеной?.. Тогда на каких правах они входили торговать в город? и как им было защищаться от врага?..
Такое крестьянство скорее помощь врагу нежели своим князьям.. Но, судя по тому, что все дожили до наших дней, все обошлось и вопрос снялся сам собой.. :)

Вот это как раз один таких входов.. Это восточная Староместская Пороховая башня.... Ее построили уже в конце аж 15-го века.. Потому она скорее красивая, чем неприступная..
Если пойти влево от нее, то это будет бульвар "На Пржикопе", самый краткий путь на Вацлавскую площадь - современный общественно-торгово-культурный центр Праги.. Как-то немного формализованно выразился..
Ну, вобщем там любят гулять горожане и много дорогих и не очень ресторанов, бутиковых магазинов, люксусовых отелей и банков.. Там начиналась Пражская весна 89-го года.






Глядя на это фото трудно представить, что буквально в полуметре за стоящими автомобилями круто обрывается бетонная стена набережной а прямо у подножия плещется вода Влтавы..
Те здания, что напротив - это фактически мыс, выдающийся далеко в русло реки.. А люди у перил - свесились над самой водой..
Башня по виду представляется костелом.. но на самом деле в этом здании находится пражское городское общество потребителей и какой-то театрик..
А за ними виднеется Староместкая Мостовая башня - выход на Карлов мост....






Кто б мне расказал, что это за башня..?
Когда долго гуляешь по городу, то постепенно начинаешь путаться... где?, кто?, что?.. когда..? Здания становятся "на одно лицо".. а названия улиц выветриваются из башки вместе с утренними силами..
По первому приближению - это одна из пороховых башень.. которая находится в Новом Месте, недалеко от ж\д вокзала.. Стоит на Сеноважной площади..
Зная, что в средевековье в Новом городе пражском была Сенная площадь, где народ на вес торговал сеном и фуражом, рискну предположить, что это она и есть.. От славянских "сено" и "важить" - весить, взвешивать..
Площадь, как площадь.. Ничего примечательного. Но, в целом достаточно, чтобы понять как выглядят пражские улицы в стороне от туристических маршрутов.. 






Дежа вю.. Такое впечатление, что попал в Ленинград..
Странно, но эта улочка в самом центре Праги.. Улица "Некажанка" (или Некожанка?)..
И тянется она от одной из самых оживленных улиц. - бульвара На Пржикопе.. Того самого, который "налево от Пороховой башни"..
Для неспециалиста интересного в ней мало, скажу только, что это яркий образец чешской сецессии или неоренессанса... Вообще, чешская сецессия - это явление уникальное..
У меня в сериях Праги будет много снимков по теме.. Расскажу, что вспомню..
 
Я по ней еще студентом курсовую Чепелику писал.. Он нам историю архитектуры преподавал.. Хороший был человек..






Первый раз я попал туристом (и вообще, в первый раз) в европу в начале 90-х.. К тому времени все наши знакомые и бывшие сотрудники уже не единожды успели постоять с разным барахлом вдоль дорог Польши, Румынии и Югославии..
Мне не довелось с ними поездить по многим причинам, но главная все же была в том, что мне такая заграница претила.. я для себя не допускал никакого иного зарубежья, кроме как "легко, свободно и независимо"..
Но зато, когда я собрав силы и взяв в охапку жену и детей, поехал на своей машине в большое восточно-европейское турне - "Польша-Чехия-Словакия-Венгрия", впечатлениям нашим не было предела.. Поражало все.. архитектура, обилие вывесок, латинских букв на указателях и рекламе.. и даже на канализационных люках..
И переполнившись чувствами, я в порыве "все запомнить и запечатлеть", снял (тогда еще на пленку) все люки от Пшемысля до Праги и обратно.

Вот с тех пор снимаю их в каждой поездке.. Ни для чего.. Просто по привычке..
Причем, судя по чужим фотоотчетам, не я один такой..





Где-то после пяти-шести вечера гулять по улочкам старинной Праги - особое удовольствие..
Весь туристический народ стягивается в пивницы под зонтиками на площади и эти улочки практически пустеют..






Раньше Прага особо славилась тем, что ходить по улицам абсолютно безопасно..
Никто не не станет выхватывать из рук сумочку или камеру.. никто не полезет бить в морду сразу после "мужик, дай закурить!".. вобщем, тишь да благодать..
Сейчас не знаю.. Но, нам ни с гопниками ни с хулиганствующей шпаной не пришлось столкнуться ни разу.. Даже самые шумные босяцкие и пьяноватые компании как-то не выплескивали свой шум за пределы своей группы..

Одним словом, ходить по Праге можно вполне спокойно, не боясь влипнуть в историю






Этот снимок например сделан в первом часу ночи, когда мы двумя супружескими парами возвращались в отель из пивнухи "У Флека".. Шли пешком по ночному городу несколько километров и никаких проблем..  Даже полиция не цеплялась, хотя мы и шли по ночной улице явно нетрезвые...

Это здание Новоместской ратуши.. Одно из немногих сохранившихся почти в первоначальном виде..
А ведь ратуше почти семьсот лет.. Ее построили именно как ратушу еще в середине четырнадцатого века по указу Карла-IV.. А башню к ней пристроили почти через сто лет..
Тут толком конечно не видно, но она у меня в какой-то серии есть и днем..

Речь то собственно шла не о башне, а о том, что ночью по Праге ходить неопасно..






Это костел Святого Прокопа, через улицу от нашего отеля..
Ночью он выглядит куда величественнее и загадочнее чем днем.. Тем более сфотогорафировать его иначе как против солнца не получается..
Тесновато..
 





Программа поездки у нас была неопределенная, но насыщенная..  долго в одном городе мы не засиживались.. Пару дней туда-сюда.. и с песней вперед и дальше...
Поэтому, светлое время дня мы на пивные посиделки не тратили.. Хотелось больше посмотреть..
Тем больше удовольствия получали от посиделок ночных.. Когда ноги уже не несли, а голова пухла от увиденного..






Фоты из пивнухи "У Флека" у меня все как одна нерезкие.. А те что болеменее, так они "с людями"... Поэтому выложу только эти..
Это в пивном ресторане "У Бубенчика" на Мысликовой улице.. Народу битком даже ночью.. гомон, музыка.. Тут вокруг таких ресторанчиков немеряно.. Внутри как правило теснота.. Вместо стульев и кресел - грубо вытесанные, но затем отшлифованные лавки.
Пиво разносят литровыми и полулитровыми кружками.. все - местного пооизводства.. 
На закусь - жаренные сосиски, колбаски и сыр .. реже - стейки.. Вы можете тут же передохнуть на лавочке, а проснувшись продолжить пить.. Никому ничего не возбраняется..

Расчет в конце застолья.. Если забудете рассчитаться и пойдете к выходу, за вами никто не погонится.. "ну, мало ли почему человек вышел..? может воздухом подышать..".

У нас один раз так было.. Уже на выходе вспомнил, что заговорились и не оставили деньги на столе.. Вернулся и отдал в руки официанту.. Тот взял  и глазом не моргнул.. Ему видно и в голову не могло прийти, что посетители уйдут не рассчитавшись..






Я уже говорил, что Прага это самое лучшее место для изучения Сецессии.. Меня это течение модерна в архитектуре до определенного периода жизни почти не интересовало.. Ну, есть и есть себе.. мало ли кто что проектировал и строил..
Я больше любил средневековье.. Холодное прикосновение старинного камня..
Но со временем как-то легло на душу.. может как раз с первых посещений Польши и Чехии.. а может еще раньше.. с киевских и московских улиц .. не знаю.. 

И с некоторых пор нахожу какое-то эстетическое удовольствие от созерцании сплетения "нециркульных" линий и отстранненных от мира, величественно красивых, но каких-то совсем несексуальных женских фигур в венках на фасадах домов..

Это опять из альбома дочкиной подруги.. Жилой дом на площади "Овощной торг". Он буквально в центре, через квартал от "На Пржикопе"..
Ничего конкретного.. Просто дом и все..






А это украшение портала на одном из жилых домов в еврейских кварталах..
На улице Валентинской, 6..
Вообще-то фасад от уличной гари немного грязноватый, потому пришлось его чу-чуть "подчистить" фотошопом.. И выровнять..
В рисунке характерные для сецессии полихромные, но почти без тоновой оттяжки пятна, обведенные тонкой контурной линией .. Отсутствие светотени на рисунке компенсируется контурной графикой складок одежды и деталей лица.. Позже этот стиль стал основным плакатным стилем..
Первые (а может и не первые..) такие плакаты и рекламки рисовал Альфонс Муха, национальный герой Чехии.. Он для чехов как Климт для австрийцев или Тулуз Лотрек для французов.. Или как ван Гог для голландцев..






Это жилое здание, с обратной стороны Староместской ратуши построено задолго до появления в Праге Сецессии, но расписано "в тему"...
Сравниться по "количеству и качеству" с пражскими домами эпохи модерна как по мне, могут только венские.. Но, их там все же меньше.. Или мне так показалось...
Внешне чешская Сецессия почти не отличается от австрийского Сецессиона..
Схожие и линии и приемы отделки фасадов.. такие же решения элементов интерьеров - внутренних лестниц, окон, дверей и потолочной лепнины..
Сказываются общие корни.. Чехия до 18-года прошлого века была частью Австро-Венгрии..  И именно чешское название произошло от австрийского, а не наоборот..
Прага тогда была в некотором смысле отдаленной и потому сллабо контролируемой в культурном смысле провинцией Вены... И может именно поэтому "югендстиль", как протестное движение в искусстве, получил на окраине империи  в Чехии больший размах, чем в метрополии, где сконцентрировалась вся придворная художественная элита..
Это не утверждение.. просто мое предположение..







Деталь фасада отеля "Централ".. Он на Гибернской улице был у нас по пути от отеля к центру и как-то не привлекал особого внимания.. видимо потому что стены вокруг были расписаны баллончиками местными граффитчиками..
А в один из разов шли по другой стороне улицы, глянули.. и "Йопп!! какая красота!!"..

Это кстати, как раз один из ярких примеров пражской сецессии.. очень характерный для нее рисунок - лепной "мультипликационный" орнамент в виде сказочных деревьев с очень четким контуром и украшенный позолоченными вставками..
Построил его в 1900 году архитектор Бедржих Огман со своими учениками Б.Бендельмайером и А.Дриакой.. Фамилию архитектора помню точно, за имя не ручаюсь..
Здание вообще-то поначалу было театром.. Но, когда в 20-х ремонтировали, то "хотели как лучше, а получилось как у нас".. Что-то там не то снесли... и пришлось укреплять, чтобы не развалилось..

Долго стояло и ветшало, но спустя много лет в конце концов превратили в отель..






А это сразу даже и не вспомню где.. По времени съемки на файле снимка, скорее всего на Овощном торге..
Напротив здания, что на 26-м снимке.. Это тоже из фотографий дочкиной подруги..

Очень популярная в конце позапрошлого - начале прошлого веков тема Страшного Суда.. Скульптуры еще сохраняют элементы апмира, но уже сильны в отделке и признаки модерна - золотые вставки на монотонном светло-сером гипсовом фоне и сама композиция скульптуры....







Чисто для развлечения, выкладываю вам эти две фотографии уличной скульптуры..
Я не в курсе по какому они тут поводу и кто автор.. Думаю, что - студенты Карлового университета..
Это их дворик.. Он же - плащадь "Овощной торг"..
А здания на снимке - корпуса универа..





Прикольно..

Продолжение следует..
 



На главную..

Комментариев нет:

Отправить комментарий